Алексей Живов

Болезнь дракона. О болезни российской элиты

Дракон Смауг главный антагонист повести «Хоббит» Дж. Р. Толкиена весьма интересный для понимания современных российских элит персонаж. Смауг больше жизни жаждет золота. Ради этого золота Смауг уничтожает город людей, изгоняет гномов Одинокой Горы, и ложится на это золото, погружаясь в многолетний сон.

Дракон Смауг умен, хитер и упивается властью причинять боль и смерть, — так он выглядит на экране. Однако Толкиен однозначно указывал, что Смауг просто тупая ящерица с даром речи, не обладающая ни мудростью, ни стратегическим мышлением. У этой ящерицы нет смысла и разумной цели.

Потому как вожделенная цель Смауга — горы золота дракону нужны лишь для услады собственного эгоизма. Смауг не способен создавать новое качество. Смауг не может потратить и вложить украденное/отобранное золото. Все что может Смауг- лежать на нем и пожирать всех, кто к нему приближается.

Природа Смауга разрушать и отнимать. Умный, хитрый и совершенно бессмысленный суперхищник. Бессмысленный потому как в природе мира все переходит во все, каждое уравновешивается другим, ничто не собирается нигде с избытком. Главный закон природы — баланс, чтобы посреди цветущей сложности пищевых цепочек и систем, все живое могло продолжать жить.

Смауг нарушает природное равновесие. Он создает избыток через насилие, плодит нищету, страх и смерть. Упиваясь собственной силой и властью этот хищник противен замыслу природы, замыслу условного Бога (конечно не в контексте повести Толкиена, но шире в рамках осмысления прототипов литературных героев).

Но как и любой суперхищник, плодящий избыток через насилие, Смауг в определенный момент становится неосмотрителен, не рассчитывает риски, и гибнет. Так природа восстанавливает утраченный баланс.

Драконья болезнь, если ее перевести в понятные нам термины — это сплав из алчности, власти, насилия, порока и глупости. Дракон может захватить очень много золота. Но не способен потратить и десятой части добытого. Дракон и устроен таким образом, что не нуждается в золоте. Золото его порок. Блажь. Материальное выражение избыточной силы, которой он наделен.

Золото древнего мира — это кровь цивилизации. Золото есть универсальная единица обмена, не цель, но средство обмена (конкретно золото еще уникально тем, что его собственная ценность не дает девальвироваться сделанной из него валюте). Проще говоря — деньги — это материальная форма энергии, которую производит человеческое общество. Энергия циркулирует в обществе, и порождает новую энергию.

Но что, если эту энергию изъять из общества? Что если эту энергию постоянно изымать из общества, при помощи серии насильственных обменов денег на обещания? В такой ситуации экономика, начнет хворать, и со временем разрушиться. Экономика и общество не могут работать и развиваться без денег, которые она произвела. Если все излишки из такой экономики забирать, она вскорости превратится в живой труп, или вовсе сгинет.

Но дракону на это плевать. Это хорошо видно из экранизации Хоббита. Дракон уничтожил процветающий Дейл, уничтожил царство Одинокой Горы, и обрек людей на жалкую жизнь в гнилом озерном городе, где они довольно быстро приобрели вид весьма жалкий, а их общество было поражено несправедливостью, коррупцией и другими социальными болезнями. Бедный и угнетенный человек очень быстро мельчает, упрощаясь до рефлексов и инстинктов.

Дракон изымает живую жизнь — золото — кровь экономики, оставляя обществу жалкое существование полное тщетных попыток выжить.

Дракон противен замыслу природы, будучи ее порождением.

Дракон берет и ничего не отдает, убивает ради забавы, копит ради самого факта накопления.

Для Смауга и людей, которые его олицетворяют, деньги — это Бог. Библейский Маммона. Золотой телец. Они копят деньги, ради накопления денег. Потому что эти деньги — их частица Бога, которой они причащаются. В этом смысле, сравнивая деньги с кровью человеческого организма, можно заключить, что метафизический Смауг — это вампир. Весьма схожий с легендарными вурдалаками кровососами, которых с большим рвением возводит в тренд Западная культура. Вампир сосет кровь у человека, кровосос Смауг сосет кровь общества. Но ошибочно думать, что это сравнение условно. Деньги очень часто буквально становятся кровью. Кровью нерожденных, умерщвленных, павших в муках и болезнях. Каждый избыточно изъятый из общественного тела, и не возвращенный в него гривенник убивает одну или несколько клеток этого самого тела. Потому деньги уместно и физическом и в метафизическом смысле сравнивать с кровью.

Изымая деньги из экономики, обескровливая общество, Смауг пьет его кровь, пьет человеческие жизни. И в этом смысле он схож с демонами и сатаной из христианской традиции, что питаются горем людей, и ведут на погибель народы, и также схож с кровавыми языческими богами древности, перед которыми люди трепетали, принося кровавые жертвы. Жертвы плотью.

Теперь вырвемся из метафизических аналогий с толкиеновскими персонажами и повестями в практическую плоскость жизни. Мы увидим, десятки и сотни дел, в которых вскрывая очередное убежище Смауга, люди обнаруживают змея покоящегося на Золоте. В прямом смысле. Еще на слуху дело полковника Захарченко, многие годы изымавшего кровь общества именем Российской Федерации. Его бесконечные коробки с наличными. Помним приход оперативников в квартиру главы ФТС Бельянинова, помним как люди приходили к разным губернаторам, к известному крымскому чиновнику Нахлупину, и многим другим. Везде одна типичная картина: золото в коробках, золото в стенах, золото под полом. Везде одно и то же лежбище Смауга. Помнится где-то в Волгограде задержали некого замзама по дорожному строительству. Мелкая должность в депрессивном регионе. Но даже этот маленький подобный Смаугу ящер скопил 5 млн USD под полом, на котором возлежал.

Имя им легион, а конечная цифра собранного ими золота может оказаться совершенно астрономической. Хитрые драконы на экране, и глупые ящерицы в жизни,- эти рептилии выпивают из нашей экономики всю кровь, а из русских всю жизнь.

Наши элиты сквозным образом поражены драконьей болезнью, которая прогрессирует вместе с ростом горы золота и страхом перед содеянным, который выражается в большей жестокости и наглости, а после уже и формирует изуродованную причудливую социальную среду, где словно в королевстве кривых зеркал толстый становится тонким, а урод красавцем. А добро… Добро не отражается в этих зеркалах.

Но это уже другая история. «